Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи

новые смыслыПредлагаем вашему вниманию монографию, представляющую собой современный этап уникального социологического исследовательского проекта, начатого 50 лет назад В.Н. Шубкиным в Сибири. Исследование социальных проблем молодежи, образования и выбора профессии, начатое В.Н. Шубкиным в Новосибирской области в 1962 году, продолжается по настоящее время Отделом социологии образования Института социологии РАН. Оно представляет собой серию взаимосвязанных исследовательских, на первом этапе полностью повторных социологических проектов, включающих изучение как ориентаций, так и действительных жизненных путей, как устремлений, так и реальных возможностей следующих одна за другой когорт выпускников средних школ.

При реализации этого проекта исследователи исходят из того, что общественное поведение юношей и девушек является результатом сложного взаимодействия различных факторов, определяемых как спецификой личности, так и влиянием внешних воздействий на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной степени под их влиянием. В конечном счете они определяются экономическими условиями, а непосредственно — воздействиями групп и организаций, которые имеют специфические нормы и ценности, транслируемые индивиду.

Особенность проекта состоит в том, что ведется исследование как статических «срезов», позволяющих судить об ориентациях и действительных жизненных путях молодежи в определенные периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях, так и динамики ориентаций и характера жизненных путей; зависимости их от изменения во времени ведущих факторов, детерминирующих эти условия. Продолжение массовых обследований создало уникальный динамический ряд, позволяющий анализировать ход процессов на протяжении половины столетия.

К 2013 г., когда было проведено новое социологическое обследование выпускников дневных средних школ Новосибирской области, у исследовательского коллектива оказался банк данных, накопленных на протяжении 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х гг. Следует признать, не прибегая к преувеличениям, что это уникальный в мировой социологии банк сопоставимых эмпирических данных, охватывающих такой продолжительный период. Проведение исследования в 2013 году с рабочим названием «50 лет спустя» позволило получить информацию о динамике изучаемых процессов с 1960-х годов по настоящее время и о тех новых смыслах, которые современная молодежь вкладывает в свои образовательные стратегии. Обнаружение новых образовательных мотиваций и интенций дает возможность восполнить существующие пробелы в понимании сегодняшнего поведения молодежи в образовательной сфере и на рынке труда.