Маликова Наиля Рамазановна

маликовадоктор социологических наук

профессор по кафедре

Подробнее о Маликовой Н.Р. на сайте ИСТИНА

 

 

 

Размышляя о выборе профессии социолога

Как возникает стремление стать социологом? Мотивация выбора профессии различна. У меня, она была спровоцирована одновременным знакомством с диаметрально противоположными определениями социологии: реакцию недоверия, неприятия вызвал «Словарь-справочник Пропагандиста» где социология определялась как буржуазная лженаука. Иным, ценностным ориентиром выбора профессии, захватившим воображение и душу. стали строки П. Сорокина: «Социология – наука живая <.>, о «вечной злободневности» вопросов, ею изучаемых<.>, говорящая « de te fabula narratur («это о тебе идет речь»), помогающая «ориентироваться в окружающих явлениях». [Сорокин, 1920: 5-6].

Вследствие того, что к моменту окончания школы, социологических факультетов в стране еще не было, поступила на исторический факультет и не прогадала. Не случайно 1-я секция социологии была основана при Историческом обществе СПбУ (1912), а в 1923-1925 в МГУ создано отделение общественных наукна Историко-филологическом факультете. Прерванную традицию социологического образования в контексте исторического познания, заложенную генетической/исторической социологией М. М. Ковалевского, возродил и продолжил мой Учитель, профессор кафедры этнографии Лев Павлович Лашук. В студенческие годы довелось прослушать его спецкурсы по исторической и этнической социологии. Не менее значимыми для будущей профессиональной специализации стали лекции С. А. Токарева, В.М. Бахта, включающие основные теории социально-культурной антропологии, социологии. Тогда же познакомилась с программной статьей Ю.В.Арутюняна, в которой была сформулировано определение новой отрасли знания и цели научного поиска в этносоциологии [Арутюнян, 1968, 2003]

Содержание прочитанной статьи вдохновило заняться исследованием социально-этнических проблем. Так началось мое вхождение в этносоциологию и особую неформальную атмосферу профессионального сообщества/содружества этносоциологов. Участие в комплексных этносоциологических экспедициях стало самой лучшей формой приобщения к профессии социолога. Выбор поступления в аспирантуру был предопределен, это – кафедра ММСИ/Методологии и методики социологических исследований в МГУ.

В 60-70-е годы формировалось во многом идеализированное романтическое восприятие профессии социолога, в значительной мере под влиянием ценностных ориентаций культуры и авторитета «шестидесятников». Среди социологов передний край и причисление к «шестидесятникам» определялся не возрастом, а высоким профессионализмом, помноженным на мертоновские нормы научного этоса и проявление гражданской позиции в социологической интерпретации результатов исследований, опросов общественного мнения, оценке социальных явлений, событий и процессов. Так было, так и должно бы быть. Бесценным было общение с подлинными «социологами-шестидесятниками» А. Г. Здравомысловым, Б. Грушиным, Т. М. Заславской, И. С. Коном, В. А. Ядовым, увы, уже ушедшими из жизни. Их отличала высота профессионализма и нравственной позиция. Никогда не забуду поступление в конкурсную докторантуру Института социологии в 1989 году. Когда огласили результаты голосования, В. А. Ядов почесал в затылке и заявил: «Надо же, оказывается и я проголосовал за Н. М., хотя Шляпентох (ближайший друг, известный советский и-американский социолог), просил меня совсем за другую кандидатуру. Ну, да, против совести-не попрешь!».

Однако, среди его сверстников, были те, кого никак нельзя причислить к «шестидесятникам». Вместо следования нормам мертоновского научного этоса, предпочитая изначально в своей карьере альтернативную линию достижения высоких академических титулов, «изгибаясь вместе с линией партии», попутно, присваивая себе результаты коллективных научных исследований, зачастую, действуя не по совести, содействуя избранию в члены Академии наук лиц, скоропалительно защитивших диссертации, и, .не имеющих никакого отношения к социологии.

В противовес этой позиции, показательно признание подлинности оценки профессионализма и достоинства Социолога, сделанное основательницей первой социологической кафедры ММСИ на Философском факультете МГУ Г. М. Андреевой. В канун 80-летия В. А. Ядова оназаявляла: «Я никак и не пойму, почему человек, признанный как ведущий ученый отрасли во всем мире – до сих пор вне стен Академии наук? Дорогие коллеги-социологи – академики и член-корры! Не обижайтесь на меня: я бесконечно уважаю, во всяком случае, многих из вас, но при всех моих попытках ставить в разных аудиториях научных сообществ в нашей стране и за рубежом вопрос о том, «кого из российских социологов вы знаете?», сто процентов ответов бывало – «Ядова» [Vivat, Ядов!, 2009: 8].

Печально, что когда из жизни ушли подлинные «социологи-шестидесятники», стала возможной постыдная компания публичной дискредитации профессионализма лучших представителей нашего социологического сообщества, таких как коллектив «Левада-центр», причисленный к «манипуляторам общественно-политическим мнением: и «агентам западного влияния» [Маликова, 2016: 831].

Отчего-то, сегодня труднее, но все же, так хочется стремиться следовать идеалам юности, определившим выбор профессии Социолога

Библиография:
Арутюнян Ю. В. Опыт социально-этнического исследования (по материалам Татарской АССР)//Советская этнография. 1968. №4, с. 3-13; Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций. М., 2003
Сорокин, Питирим Общедоступный учебник социологии. Ярославль,1920
Маликова Н. Р. 2016а Социология как «зеркало» общественного мнения VS конструкта «агенты влияния»//В Сб. Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (К 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского). СПб: СПГУ, 2016. Режим доступа: http://soc.spbu.ru/nauka/publications/
Vivat, Ядов! Сб. К 80-летнему юбилею. М., Новый хронограф, 2009.-616 с.