Почему обществу важно знать о социокультурном анализе в социологии?

Чтобы отвечать на новые вызовы жизни, человек создаёт общество, «творческое меньшинство», как писал Арнольд Тойнби. Именно общество, нацеленное на поиск нового, создаёт прорывы в технологиях, искусстве, литературе, в социальных отношениях, формирует новые социальные нормы. Но станут ли новые социальные нормы нормами культуры, зависит от культуры. Санкцию на модернизацию общества даёт культура. Если культура не примет то новое, которое «творческое меньшинство» предлагает, реформы не пройдут. Задача реформатора — отобрать приемлемое новое, «окультурить» его, то есть перевести из статуса нового в статус накопленного культурного богатства. Решение этой задачи часто стоит ему жизни.

Как работает «социокультурное»? Социолог, изучающий общество, личность, способность человека изменяться, должен выйти за рамки своего предмета и обратить внимание на культуру, а культуролог, изучающий исторически сложившиеся стереотипы культуры, должен обратить внимание на общество. Социология и культурология — эти две научные дисциплины встречаются в «сфере между», в социокультурном пространстве и начинают создавать новую научную и учебную дисциплину — социокультурный анализ человеческого в человеке, чтобы изучать пути формирования нового общества, новой культуры, нового человека. Социокультурный анализ — это всегда разговор об основаниях, либо родовых, либо личностных. Социокультурный анализ — это методология воспитания личности.

Чтобы говорить о процессе формирования личности в единицах измерения, нужны количественные социологические исследования. Социокультурный анализ вплотную подошёл к тому, чтобы качественно охарактеризовать личность. Но количественно с методологической точки зрения это то же самое, что количественно измерить Бога. Нужны косвенные критерии. Личность формируется прежде всего на основе способности к рефлексивному типу мышления. И здесь очень важно попытаться понять меру рефлексии. Безмерная рефлексия или отсутствие рефлексии способны уничтожить человека в меняющемся обществе.

Коротко о А.П.Давыдове

давыдовдоктор культурологии, главный научный сотрудник отдела сравнительных исследований социально-политических систем.

Эксперт в области социокультурного анализа.

e-mail:apdavydov@gmail.com

Исследовательские проекты

Интернет-семинар “Личность и общество в современной художественной литературе”. (Россия, Казахстан).

Список публикаций

Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзевских чтений (21-22 ноября 2013 г.) / Редколлегия: А. В. Тихонов (отв. ред), Е. М. Акимкин, В. С. Богданов, А. В. Жаворонков, А. А. Мерзляков, Н. Н. Никс, Е. И. Рабинович, В. А. Шилова (ученый секр.), В. В. Щербина. – М.: Институт социологии РАН. – 2014. – 548 с.

Давыдов А.П. Переход от цивилизационной идентичности к самоидентификации личности в России в условиях модернизации. Вопросы методологии // Философские науки. 2012. №11. С. 37-46. 

Давыдов А.П. Социокультурный анализ социальной динамики России (Предмет и основы методологии). Специальный выпуск “Теория, методология и история социологии”: прил. к журн. “Философ, науки” / А. П. Давыдов. – М.: Гуманитарий, 2012. – 48 с. – (Серия “Библиотечка молодого ученого” / Акад. гуманитар, исслед.)

Давыдов А.П., Устинкин С.В. Консервативная идеология в политической системе современной России с.78 // Власть. 2010. №11.

Общество