Почему обществу важно знать об изучении культурных ценностей?

Устойчивый интерес к изучению ценностей возник во второй половине XIX века. Одним из первых обратился к проблеме ценностей Макс Вебер. Он исходил из предпосылки, согласно которой каждое человеческое действие предстает осмысленным только в соотнесении с ценностями, которые определяют нормы поведения и индивидуальные цели людей.

Под ценностями понимаются убеждения, руководящие принципы жизни, формирующие основы поведения и образ жизни человека. Понятие ценности неоднозначно, имеет междисциплинарный характер, что и порождает множество его определений и разнообразность подходов в изучении.

При изучении ценностей исследователи сталкиваются с рядом методологических проблем. Так, например, существует проблема обоснования набора ценностей, критериев их отбора в список ценностей для проведения исследований. Во многих методиках ценности представляются обобщенными понятиями, такими как «счастье», «свобода», которые каждый респондент трактует по-своему. В этом случае сопоставление полученных результатов вызывает сомнение.

Важно заметить, что социально-экономическое развитие страны зависит не только отналичия ресурсов и качества управления ими, но и от ценностей, которые разделяет их население. Ценности стран могут либо способствовать развитию, либо создавать «культурные барьеры» на его пути. Некоторые исследователи придерживаются концепции, согласно которой страны содержат в себе универсальные свойства культуры, иначе говоря, определенный набор ценностей, которые содействуют развитию. Речь идет, например, о таких ценностях как расширение пространства личной и системной свободы. Устойчивую динамику развития демонстрируют общества, которые делают упор на рациональность, культивируют высокий уровень доверия, уделяют особое внимание образованию и усердному труду.

Россия находится в процессе модернизации, реформирования. Чтобы понять, что нашу страну ждет в будущем, на какие ценности стоит опираться при разработке модернизационного проекта, важным представляется сравнение и сопоставление ценностей различных групп населения.

Таким образом, изучение ценностей и механизм их изучения – одно из актуальных направлений в социологии.

Коротко о Н.С.Мастиковой

мастиковакандидат социологических наук, младший научный сотрудник сектора социальной мобильности

e-mail: navor@bk.ru

 

 

 

 

 

Участие в грантах

“Структурные особенности и мотивационные основания социальной мобильности молодых юристов-выпускников российских вузов” (Грант РГНФ № 13-03-00049, руководитель – д.соц.н. Черныш М.Ф.) 2013-2014

“Социальные различия в современном российском обществе”  (Грант РГНФ № 15-03-18024) (2015 – 2015)

Список публикаций

Черныш М.Ф., Епихина Ю.Б., Попова И.П., Мастикова Н.С.ИНАБ №1 – 2014. Социальная группа юристов: мотивация вхождения в профессию и траектория мобильности. – М.: Институт социологии РАН, 2014. – 92 с.

Мастикова Н.С. Ценностный аспект процесса модернизации: сравнение ценностей россиян и европейцев: автореф. дисс. к.соц.н. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ИC РАН. – 2014. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=3342

Мастикова Н.С. К проблеме социокультурного сдвига в трансформирующейся России: сравнение ценностей россиян и европейцев по данным Европейского социального исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 148-152.

Мастикова Н.С. Межпоколенное сравнение ценностей россиян и стран-лидеров по показателям модернизации (по данным Европейского социального исследования) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. №6. C. 144-152. [Электронный ресурс] URL:http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/2013/6/2013_118_12_MASTIKOVA.pdf.

Н.С. Мастикова Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований с. 36-46 // Социологический журнал. 2013. №1.

Н.С. Мастикова Фрагментарность памяти об Афгане у последующих поколений: результаты фокус-групп со студентами 126// INTER. 2011. № 6.

Общество