Почему обществу важно знать о формировании образовательных траекторий молодежи?
Система образования – весьма конфликтная социальная среда и сфера деятельности. Так, крупная общественная проблема состоит в противоречии между теми возможностями и условиями, которые она предоставляет, и их использованием отдельным человеком, теми или иными социальными группами. Образование никогда не было и не является прямой и неизменной гарантией жизненного успеха. Вместе с тем, определяя занятие и статус, шансы социальной мобильности, профессиональную карьеру, доступ в дальнейшем к разнообразным общественным благам, оно существенно влияет на вероятность жизненного успеха. Поэтому важно знать и изучать, как формируются образовательные и профессиональные траектории молодежи, когда она после окончания школы получает профессиональное образование, выходит на рынок труда, начинает свою трудовую карьеру.
Важно социологическое знание о том, как на эти процессы воздействуют существующая структура и установления системы образования, состояние рынка труда и сложившаяся на сегодня структура занятости, особенности демографической ситуации? Как в этих условиях реализуют свои возможности и способности группы молодежи с разным культурным уровнем и имеющимся образованием, живущие в крупных, средних, малых городах и селах, выходцы из разных типов семей, юноши и девушки? Такое знание помогает обществу создавать лучшие возможности воплощения способностей и сущностных сил молодежи, смягчения возникающих здесь противоречий и проблем. Оно используется при поиске путей совершенствования как сферы образования и разных видов обучения, так и производства, организации и условий труда, трудовых отношений.
Коротко о Г.А.Чередниченко
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Ученый секретарь Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН
e-mail: galcher50@mail.ru
Участие в исследовательских проектах
- Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи (грант РГНФ 2013-2014гг.)
- Рабочая молодежь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствие (грант РГНФ 2010-2011гг.)
- Рабочая молодежь в условиях инновационного развития российского общества: образовательные и профессиональные траектории (гран «Института общественного проектирования»,2008-2009гг.)
- Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современной России (грант РГНФ 2007-2009гг.)
Список публикаций
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.
Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.
Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. [Электронный ресурс]. – М.: ЦСИ. 2013. – 277 С. 1 CD ROM.
Чередниченко Г.А. Накопление образовательного капитала в ходе трудовой траектории молодых рабочих / Социология образования. 2013, № 6.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты с. 53 // Социологический журнал. 2013. №3.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row] Общество