Круглый стол “Российское образование сегодня”

11 марта 2015 года в Институте социологии РАН состоялся круглый стол “Российское образование сегодня”. Тематика: “Цели и реальность модернизации образования (актуальные проблемы, результаты исследований, практика работы)”.

Открывая круглый стол, Давид Львович Константиновский, руководитель отдела социологии образования РАН, отметил, что круглый стол посвящается памяти Владимира Николаевича Шубкина. Давид Львович упомянул книгу “Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи”, представляющую собой современный этап уникального социологического исследовательского проекта, начатого 50 лет назад В.Н. Шубкиным в Сибири. Давид Львович обратил внимание на то, что исследования в сфере образования — деликатный процесс, требующий осторожных шагов.

Со вступительным словом выступил Валерий Андреевич Мансуров, руководитель сектора социологии профессий и профессиональных групп, руководитель сектора оперативных прикладных исследований, который сказал, что традиционное регулярное проведение таких мероприятий, как сегодняшний круглый стол, — показатель хорошо функционирующей структуры. Валерий Андреевич, говоря о состоянии образования на настоящий момент и проводимых реформах, с сожалением заключил, что реформаторы не обращаются к членам реформируемых структур, все реформы спускаются сверху. Между тем, в сфере образования работают профессионалы, представители современной интеллигенции, готовые работать на пользу общества, чему иногда мешают непродуманные реформы.

Доклады основной части мероприятия разделены на группы по сферам образования: дошкольное образование, начальное, среднее образование и т.д.

Н.П. Гришаева выступила с сообщением о проблемах, возникающих в процессе объединения образовательных учреждений в образовательные холдинги.

И.А. Дядюнова сообщила о процессе внедрения Федеральных образовательных стандартов.

Л.А. Ашкинази привёл результаты исследования школьников, сделав акцент на проблеме доверия в школьной среде.

А. Р. Маллер рассказал о Федеральных государственных стандартах для детей с умственной отсталостью и об особенности социальной адаптации инклюзивных детей. А.Р. Маллер сообщил, что 44% родителей таких детей находятся в стрессовом состоянии.

Дистанционно (по скайпу) выступил А.П. Карпов, с сообщением об особенностях представлений современных студентов об учёбе в университете. А.П. Карпов привёл результаты опроса, согласно которым, важную роль для студентов играет материальная помощь родителей. Также докладчик рассказал о терминальных и инструментальных ценностях современных студентов.

В.С. Собкин рассказал о качествах, которыми должен обладать субъект деятельности, и о способности педагогов к инновационной деятельности.

В.М. Хабибулина рассказала о способах повышения квалификации преподавателя в процессе взаимодействия вуза в сфере здравоохранения с практическими учреждениями.

В.И. Казаренков выступил с докладом о межкультурном взаимодействии студентов в университетском образовании и пригласил к участию в конференции, которая состоится 15-17 апреля в РУДН.

В.Ф. Пугач рассказала о студенчестве в пространстве социальных измерений и модернизации высшего образования в России.